http://www.vest-news.ru/article.php?id=10545
Юлия ПИОНТКОВСКАЯ
Последний приют дворян Нарышкиных
Поселок Новоалександровский, иначе хутор, раскинулся по обе стороны Варшавского шоссе в 170 км от Калуги, неподалеку от Спас-Деменска. Богато историческое прошлое этого края. Некогда здесь находились обычные безлюдные места в окружении мелких деревень, которые делили между собой состоятельные помещики Языковы, Воейковы и Молчановы. И лишь в начале позапрошлого века некоторую часть бесхозных земель, тянувшихся длинной чередой по левой стороне транспортной дороги от Мосальска к г. Ельне Смоленской губернии, приобрели представители древнего рода, проявившие себя в различных сферах государственного управления Руси, - дворяне Нарышкины, которые развернули на этой территории строительство целого усадебного комплекса.
Первым хозяином имения стал штабс-капитан лейб-гвардейского Московского полка Александр Нарышкин, сын подполковника в отставке Михаила Петровича Нарышкина, владельца колоссального количества земель в Московской, Казанской, Тульской и Калужской губерниях, где в одном лишь Мосальском уезде ему принадлежало 60 деревень и более десяти тысяч душ крепостных крестьян.
В отличие от отца, большей частью проживавшего в столице и изредка интересовавшегося усадебными делами, капитан Нарышкин любил спокойную загородную жизнь и вскоре возвел на пустующем земельном участке трехэтажный жилой дом в стиле русского классицизма, к парадному входу которого проложил оригинальные парковые дорожки. Рядом с главным особняком он поставил флигель, соорудил вместительную конюшню, сараи и другие хозяйственные постройки. В 1830-х годах богатый помещик пригласил профессиональных садовников и с их помощью устроил красивые аллеи, одна из которых получила название Золотой, развел плодовые, в основном яблоневые, сады, выкопал пруд и, особо не раздумывая, окрестил усадьбу своим именем – Новоалександровское.
Тихое семейное счастье супругов Нарышкиных продолжалось недолго, и после неожиданной смерти владельца имения, последовавшей в 1846 году, обустроенное поместье перешло по наследству его жене Анастасии Яковлевне, урожденной Казариновой, и малолетним детям. Совершив со всеми почестями погребение любимого мужа в великолепной семейной усыпальнице Спасо-Бородинского монастыря, основанного родной сестрой Нарышкина Маргаритой Михайловной, молодая вдова дала себе клятву воздвигнуть в Новоалександровском в память об усопшем каменный храм во имя Благоверного князя Александра Невского. Тем более что подобная мысль о сооружении в селе скромной приходской церкви не раз посещала и ее скончавшегося супруга. Заветная мечта Анастасии Яковлевны осуществилась в 1861 году, когда в построенном храме стали проходить богослужения, во время которых обширную усадьбу с близлежащими окрестными деревнями наполнял радостный, несколько беспокойный или, наоборот, размеренный колокольный звон. Несколько ранее стараниями доброй барыни в Новоалександровском была открыта одна из первых в губернии школа, где под заботливым попечительством Анастасии Яковлевны обучались начальной грамоте и основам правописания крестьянские дети.
Возникшее на пустых землях и вскоре обжитое сельцо с господским домом и массой нужных в хозяйстве построек долго служило потомственным дворянам Нарышкиным, постоянно переходя по наследству. В 1870 году имение, занимавшее вместе с деревнями почти 30 тысяч десятин, было поровну поделено между четырьмя сыновьями первого владельца усадьбы, но постепенно перешло к одному из них – гвардии штабс-ротмистру Михаилу Александровичу Нарышкину, ставшему вскоре единственным хозяином поместья и самым крупным землевладельцем Калужской губернии.
В начале 1880-х годов Михаил Александрович вышел в отставку и навсегда поселился с семьей в имении, получая довольно приличные доходы в основном от торговли лесом.
В 1886 году из 1969 десятин усадебной земли 125 десятин богатый барин сдавал в аренду зажиточному крестьянину Сергею Булычеву, от чего тоже постоянно имел немалую прибыль. На реке Болве, невдалеке от господского особняка, были устроены две водяные мельницы, приносившие регулярный доход. А еще хозяин имения любил сажать дубы, многие из которых сохранились и по сей день и зовутся «нарышкинскими».
Любимыми гостями хлебосольных дворян часто были небезызвестные князья Юсуповы, владельцы подмосковного Архангельского, которым принадлежали крупные лесные дачи в Мосальском уезде. Известно, что сын Зинаиды Юсуповой князь Феликс (один из убийц Распутина) после женитьбы на великой княгине Ирине Романовой предпринял шикарное свадебное путешествие по юсуповским имениям, и в Александровской церкви у друзей Нарышкиных молодая чета заказала благодарственный молебен по поводу бракосочетания.
Главный усадебный дом, где когда-то находились ценные художественные предметы – старые полотна русских и западноевропейских мастеров, мебель из дорогого дерева, научная библиотека, состоявшая из множества редчайших книг, – как и многие другие сооружения вдоль Варшавского шоссе, сгорел во время Великой Отечественной войны, и сегодня от бывшего архитектурного комплекса остались только руины хозяйственного флигеля и длинное здание конюшни из красного кирпича, которое ныне не используется. В середине почти разрушенной постройки - сквозной проход, а за ним - круглая куртина рябинника и совершенно очаровательный маленький прудик, обрамленный корявыми гигантскими ивами. По утверждению местных старожилов, некогда в середине пруда находился Остров любви, но о том, как он выглядел и когда получил такое название, никто не знает.
Два полузаросших пруда можно обнаружить за деревьями справа от сосновой аллеи, когда идёшь к конюшне, а неподалеку от них – огромные фигурные камни-валуны, своим видом напоминающие глубокие массивные кресла. Неплохо сохранился в бывшей дворянской усадьбе и старинный регулярный парк из разных пород деревьев. Он и сегодня служит любимым местом отдыха для жителей поселка.
Довольно красива и несколько необычна въездная аллея, параллельная шоссе, состоящая из стройных высоких сосен. Из старых построек в Новоалександровском ещё имеется типовое здание почтовой станции, которое, кажется, кто-то из местных жителей приспособил сегодня под хозяйственные нужды. Подобные почтовые переправы встречались на Руси довольно-таки часто – через каждые 19 верст.
Православный сельский храм сразу же после революции был закрыт. Теперь мало кому известно, что когда-то при нем имелась богатая семейная усыпальница дворян Нарышкиных, где в 1872 году нашла свой последний приют сама хозяйка имения, а несколько позже - один из ее сыновей, скончавшийся в 37-летнем возрасте, поручик Николай Александрович Нарышкин, который в 1870 году занимал должность Мосальского уездного предводителя дворянства. Долгое время на месте захоронения владельцев усадьбы сохранялась скупая надгробная надпись: «Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет». Ныне старинный склеп полностью разорен, и о его прежнем великолепии можно только догадываться.
До сих пор переходит из уст в уста обросшая домыслами и догадками старая легенда о неимоверных сокровищах дворян Нарышкиных, которые якобы закопаны под одной из древних лип напротив храма, и, возможно, существует еще не найденный любителями-кладоискателями глубокий подземный ход, ведущий от церкви к мосту через Болву.
Здание храма сохранилось до настоящего времени, и, несмотря на долгие годы забвения, на его стенах еще можно обнаружить некоторые фрески, просматриваются причудливые, несколько замысловатые буквы на свитках в руках потускневших православных святых. Ныне усилиями Калужской епархии Александровская церковь восстанавливается. И хочется верить, что вместе с ее возрождением воскреснет в нашей памяти тот давно потерянный мир, что был полон чудесных грез и воспоминаний, - напоминание о людях, которые жили здесь, и которых уже никогда не будет рядом с нами.
Сайт газеты Калужской области "Весть"
03.09.2009