http://www.vest-news.ru/article.php?id=5964
Игорь ПЕТРУШИН. Козельский район
Как и предсказывал Амвросий...
Продолжая рассказ о благодатных местах нашей области, нельзя не упомянуть обитель, судьба которой неразрывно связана как с Оптинским монастырем в целом, так и с жизнью преподобного старца Амвросия. Молитвами этого величайшего подвижника Шамординский монастырь был основан, его же молитвами он восстанавливается в наши дни.
Довольно интересное совпадение: XIX век истории русской православной церкви знает трех старцев, силой своей веры снискавших известность во всем мире. Каждый из них стал основоположником и духовным покровителем той или иной женской обители. Преподобным Серафимом Саровским основан Дивеевский монастырь. Святой Иоанн Кронштадтский на собственные деньги возвел в Санкт-Петербурге Иоанновский женский монастырь. Старец Амвросий своими прозорливыми наставлениями устроил в 12 верстах от Оптиной Шамординскую женскую обитель.
Судьба обездоленных вдов, слабых и болезненных, неспособных к труду женщин, детей-сирот всегда была предметом особого внимания кормчего тянущихся к Богу душ. Фактически все женские монастыри в России старались принимать лишь тех, кто был в состоянии сделать взнос в обитель и содержать себя своими средствами и трудами. В силу этого те женщины, которые могли обременить монастырь, оказывались обреченными на жалкое существование. Старец всячески старался пристроить таких женщин, оказывал им помощь, призывая состоятельных людей к устроению богоугодных женских общин. Последней общиной такого рода, превратившейся в монастырь, была Шамординская Казанская Горская община.
Обстоятельства, при которых она была основана, весьма неоднозначны. На первый взгляд, они являют собой череду случайностей. При более пристальном рассмотрении отчетливо прослеживается божественная предопределенность.
Живописнейшая местность, в которую позднее гармонично впишется краснокаменный монастырь, изначально принадлежала бедному помещику Калыгину. Богатый московский господин, духовный ученик о. Амвросия просил подыскать недалеко от Оптиной небольшую дачку. Земля эта была выкуплена у предыдущего хозяина. Заплатила за нее бывшая помещица, монахиня Ключарева, ибо у преподобного старца денег никогда не было. Все, что попадало к нему в руки, он тут же жертвовал нуждающимся.
Московский ученик Амвросия, для которого имение и было куплено, по домашним обстоятельствам отказался от идеи перебраться поближе к монастырю. Таким образом, волею судеб матушке выпал жребий принять имение в собственное управление. По совету старца в имении поселились две его крестные дочери, внучки Ключаревой, оставшиеся после смерти матери и без попечения отца. Вера и Люба, как близнецы, были чрезвычайно похожи друг на друга, так что и родная бабушка с трудом различала их, часто путая. Сестры были крайне религиозны, несмотря на юный возраст. Они с удовольствием выстаивали долгие оптинские всенощные, превосходно знали порядок службы.
В 1872 г. место, где впоследствии появится Шамординский монастырь, посетил о. Амвросий. Он же и благословил строительство первых корпусов для многочисленных послушниц, прежних крепостных Ключаревой. В первый же приезд старец изрек: «У нас здесь будет монастырь».
Все планы зданий составлялись при непосредственном участии преподобного. Часто матушка скорбела, что тот или иной план не совпадает с ее желаниями. Впоследствии о. Амвросий по этому поводу говорил: «Она строила детям дом, а нам нужна церковь». По настоянию старца было составлено завещание, что в случае смерти девочек в имении должна быть устроена община.
В 1881 г. умерла Ключарева. Наследницами имения стали девятилетние сестры. Весной 1883 года, заболев дифтеритом, они также покинули этот мир. Задолго до смерти они повторяли, что не желали бы жить дольше 12 лет. Так и случилось, шесть недель оставалось до их двенадцатого дня рождения. Пред Лицом Господа они предстали неразлучными ангелами безгреховной, молитвенной чистоты.
В имении началась активная устроительная работа. В Шамордино стекались желающие поступить в общину, в первое время состоявшую исключительно из ключаревских крепостных. Старец принимал туда находившихся в крайней бедности вдов и сирот, слепых и хромых. Старец Илларион рассказывал: «Замужняя моя сестра подверглась тяжкому недугу, и муж ее оставил на произвол судьбы. Привезли ее, больную, в Оптину к старцу Амвросию. Батюшка вышел к больной, посмотрел на нее и, благословив, шутливо промолвил: «Ну, этот хлам-то у нас сойдет, отвези ее в Шамордино». Или придет бедняк из Сибири и отдает о. Амвросию свою малолетнюю дочку. Старец и эту отправляет в Шамордино». Таким образом, строившаяся обитель стала и богадельней, и приютом для всех нуждающихся.
Первой настоятельницей пустыни стала Софья Михайловна Астафьева. Глубоко преданная старцу, она во всем следовала его наставлениям, после первой же встречи вседушно вверила ему свою жизнь. После множества испытаний ей довелось принять участие в устройстве общины. А 4 сентября 1884 г. батюшка сам облек ее в иноческое одеяние и представил архиерею к утверждению управляющей новой общиной.
1 октября того же года совершено было открытие и освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. История этой иконы следующая. Когда матушка Ключарева еще жила в Белевском монастыре, пришла к ней женщина, принесла икону Казанской Божией Матери и просила взять ее в заклад, а ей дать десять рублей, так как она умирает с голоду. Матушка дала ей деньги и взяла икону. Прошло много времени, но за иконой никто так и не явился. Много чудо-творений и исцелений связано с этим символом обители.
По освящении храма для совершения церковных служб к обители был приписан и священник - о. Иоанн Троицкий. Но подлинным источником жизни всей пустыни навсегда стал именно Амвросий. Без него не принималось ни одно решение. Настоятельница Софья советовалась с ним во всех мелочах.
1888 год обернулся трагедией. Подвижническая жизнь сломила здоровье настоятельницы. 24 января Софья скончалась.
Жизнь обители первое время шла уныло и серо. Хозяйство стало приходить в упадок. Между тем батюшка назначил новой настоятельницей одну из своих преданных духовных дочерей - монахиню Белевского монастыря Евфросинью Розову. Мало-помалу вникая в проблемы и заботы шамординских сестер, она снискала всеобщее уважение и доверие. Жизнь вошла в обычную колею.
Отец Амвросий ежегодно посещал свою обитель, где его величали не иначе как «ангелом». Обстоятельства последнего отъезда старца в 1890 году крайне необычны. Словно предчувствуя скорую кончину, он не взял с собой своего келейника иеромонаха Иосифа, которому перепоручил всех своих духовных чад. Поначалу старец планировал пробыть в Шамордине дней десять, но по слабости здоровья был вынужден остаться на всю зиму.
К своему благодатному батюшке стекались толпы народа. Всех преподобный принимал, ободряя советом и наставлением, исполненным мудрости.
С наступлением тепла старец начал выходить из своей келейки на прогулки, но о возвращении в Оптину не было и речи, ибо его присутствие в Шамордине было просто необходимо.
Осенью 1891 г. болезни батюшки обострились, и 10 октября он скончался. 13 октября состоялось отпевание. 14 октября гроб с телом был перенесен в Оптину Пустынь.
Старец предсказал процветание Шамординской обители. Господь по молитвам святопочившего основателя послал монастырю благодетелей, семью чайных торговцев Перловых (магазин которых в китайском стиле известен до сих пор в Москве на Мясницкой улице), духовных чад о. Амвросия, которые стали относиться к нуждам пустыни с самым горячим участием. Их силами был закончен пятнадцатиглавый собор, поставлены большие кирпичные корпуса. Весь монастырь приобрел единую художественную идею, сохраняя архитектурную преемственность. Даже дом самого Перлова был выстроен из красного кирпича и вынесен поодаль ограды женской обители. Стараниями все тех же благодетелей келья почившего старца также была обнесена красным кирпичом и таким образом увековечена для потомков.
В 1901 г. Казанская Амвросиевская пустынь была неоднократно удостоена посещения их императорских высочеств - великого князя Константина Константиновича с августейшим семейством.
В 1902 г. был окончен великолепный собор. В 1904-м ушла из жизни вторая настоятельница обители.
Прежде чем перейти к советской истории монастырских строений, хотелось бы обратить внимание читателя на довольно любопытный факт. Сестра графа Льва Николаевича Толстого, Мария Толстая, была в числе монахинь Шамордина. Брат не раз навещал любимую сестру, бывая в Оптиной. Долгое время не удавалось определить точное место захоронения столь именитой монахини. Стараниями местных учителей уже в конце XX века ее мощи были обретены.
При советской власти монастырь прекратил свое существование. В Казанском соборе было устроено профессионально-техническое училище, подвальные помещения превращены в тир, трапезная переоборудована в сельский клуб. Келья Амвросия была фактически уничтожена и превращена в гараж. Нетронутой осталась лишь водонапорная башня, в силу того что и при большевиках ценность воды осталась неизменной. Дом Перлова передали сельским учителям. Рядом и по сей день сохранился деревянный домик, в котором когда-то жил попавший в Шамордино по распределению учитель русского языка и литературы Булат Окуджава.
После перестройки в святую обитель начали стекаться монашествующие. Начался процесс восстановления, который и по сей день не завершен. Отрадно, что значительные финансовые вливания поступают от современных потомков все тех же Перловых. Их стараниями переселены из монастыря все мирские педагоги.
Активно работает иконописная мастерская. Вышитые шамординские иконы украшают стены многих православных храмов России. Снова открыл свои двери приют, функционирует богадельня.
Появляется надежда не только на восстановление отдельно взятой обители, пусть и столь величественной и благодатной, но и на восстановление утраченных ценностей и ориентиров.
Сайт газеты Калужской области "Весть" 13.12.2007