http://www.vest-news.ru/article/72200
Стало Лунево Лунёвом
13:31, 21 августа 2015
До революции село Лунёво входило в Мосальский уезд Смоленской губернии (Прим. Сизифа: чушь конечно, но автор так написала). Оно делилось на четыре части: Тарановка, Поповка, Большая сторона и Малая сторона.
В 20-е годы прошлого века здесь были кузня с немым кузнецом («Ам-ам» звали его), больница на три койки, школа, магазин, сельский Совет, почта, сельпо. Украшением Лунева была каменная красавица церковь. В селе проживали зажиточные крестьяне - братья Бурмистровы (их называли «бурмистята»). Было у них пять домов, огромный сад, магазин. Один из братьев, Григорий Иванович, с дочерьми Зинаидой, Марией и Клавдией уехали в Ленинград. При раскулачивании, говорят, у них нашли дневник князя Кольцова, тесно связанного с Мосальским краем (дальнейшая судьба дневника неизвестна).
Здание церкви сейчас запущено, частично разрушено временем. На крыше даже выросли деревья, но кое-где на потолке можно рассмотреть изображения святых. По сохранившимся частям здания можно судить, что это была достаточно богатая церковь.
Из архивных документов узнаем, что в 1879 году церковный староста Владимир Еропкин пожертвовал на нужды храма 750 рублей. В 1895 году большую сумму на благоустройство храма пожертвовал крестьянин Иван Муратов.
Есть у местных жителей очень красивая легенда. Охотился на своем любимом коне в здешних местах князь Кольцов, заблудился, долго плутал и, наконец, уже потерявший надежду, выехал на большую поляну, залитую луной.
- Ах, какое Лунево! - воскликнул князь.
На этом месте он стал возводить церковь во имя Казанской Божией Матери и Сергия Радонежского, которым он молился о спасении, блуждая в лесах, а рядом с церковью поселил крестьян. Деревню назвали Лунево (первоначально ударение падало на первый слог), а речку, из которой пил сам и поил своего коня, - Булановкой.
Что-то в этой легенде вымысел, что-то, возможно, правда. По источникам же каменный храм во имя иконы Казанской Божией Матери с колокольней действительно был сооружен князем Кольцовым-Мосальским в 1804 году. Своды церкви были расписаны бирюзой и лазурью, по куполу - белые ангелы.
Обнесена церковь была чугунной оградой. За колокольней располагалось старинное кладбище с красивыми надгробиями. Под церковью находился фамильный склеп Кольцовых-Мосальских.
До каменного храма в Луневе была деревянная церковь, расположенная на краю села со стороны д. Любимово. Церковь имела два престола и, соответственно, два престольных праздника - Казанской Божией Матери (21 июля) и Серьгиев день (8 октября). К церкви относился большой приход: по одним сведениям, 24 деревни, по другим - 22. На престольный праздник сюда всегда приезжало очень много гостей. Под праздник в церкви служили богатую службу, а на сам праздник священник ходил по домам и читал молитвы.
Последним священником и настоятелем храма с 1917 года был Евграф Светлов (в народе его звали Играшка). Он был заведующим и законоучителем церковноприходской школы. Псаломщиком при нем служил Орлов, семью которого жители вспоминают как очень хороших людей.
Закрыли церковь в 30-х годах. Колокола сняли. При этом один из них упал в пруд, откуда его с трудом удалось вытащить, расколов на несколько кусков. Его отправили на переплавку, как тогда говорили, для тракторов.
До 50-х годов в церкви было зернохранилище. Помещение храма было решено взорвать и разобрать на кирпичи. Сделано это было, по некоторым данным, в 1955 году.
После того как церковь разрушили, открылся вход в склеп. Некоторые жители утверждали, что видели останки князя Кольцова, похороненного здесь. По легенде, хоронили князя при шпаге и драгоценностях. Но ничего этого найдено не было. Очевидно, если и были драгоценности и шпага, то украдены они были еще до разрушения церкви.
В 1995 году там, где была церковь, провалилась земля, и склеп вновь открылся. Стал виден кирпичный свод, найдены останки человека и фрагменты черной ткани. Склеп засыпали.
Но по сей день сохранилась колокольня. Сегодня уже «немая», с пустыми «глазницами» окон смотрит она с укором на окружающий мир (на снимке).
Татьяна АНДРЕЙЧИКО