Сайт газеты Калужской области "Весть" http://www.vest-news.ru/article.php?id=51261
Бросив вызов дворянским традициям
Здание бывшей усадьбы. Время постройки 1870 г.
Еще фото:
Мы, учащиеся Поселково-Воротынской средней школы №1, знали, что село Кумовское, которое находится в пяти километрах от Воротынска, примечательно бывшей барской усадьбой и церковью Параскевы Пятницы, увы, ныне разрушенной. Интерес к данной теме появился у нас после чтения книги «Воспоминания А.И. Боярчикова», в которой упоминается Кумовское. Мы стали собирать материал об этом селении, опрашивать старожилов, обратились за помощью в Бабынинский районный краеведческий музей, в различные областные организации. И вот что мы узнали.
В августе 1776 года вышел указ Екатерины II об образовании Калужского наместничества, в составе которого определялось 12 уездов. Усадьба Кумовское вошла в состав Перемышльского уезда.
В «Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу», изданных в последней четверти XVIII века, говорится:
«Село Кумовское с пустошьями принадлежало Петру Матвееву сыну Еропкина. Число дворов 23, в них проживает душ мужского пола 120, женского 90. Всего земли 376 десятин 12,04 саженей, под усадьбой 23 десятины 400 саженей, пашни 311 десятин, неудобной земли 13 десятин 804 сажени, сенных покосов 16 десятин, лесу 15 саженей.Расположено на левом берегу реки Вязички и по обе стороны одной из ее отвершков, на речке два пруда, а на отвершке один, церковь каменная Святой Мученицы Параскевы с приделом Николая Чудотворца, дом господский деревянный с плодовитым садом, земля серо-глинистая, урожай хлеба и трав средственный, лес дровяной, крестьяне на пашне».Со временем менялись владельцы деревень, менялась и сама жизнь. Значительным событием в жизни крестьян стала отмена крепостного права в 1861 г.
Увеличилось число отходников. Если во второй половине XVIII века отходничеством в центральных районах России занималось только 10-20 процентов крестьян, то к середине XIX века - 30-40 процентов. Из наших мест крестьяне шли на заработки в Москву, Санкт-Петербург, Финляндию, свою и соседские губернии. Это вело к сокращению населения в деревнях.
После 1861 г. в России отмечается демографический взрыв, однако роста населения в Кумовском не наблюдается, скорее наоборот.
К 1914 году здесь действовала церковно-приходская школа.
К 1771 году (по другим сведениям, к 1780-му) в Кумовском был выстроен храм Великомученицы Параскевы с приделом Николая Чудотворца. В «Епархиальных ведомостях» 1916 г. она описана как каменная с каменной же колокольней и оградой. Есть сведения о ранее существовавшей деревянной церкви, но документально этот факт не доказан.
В данное время церковь находится в плачевном состоянии. Совершенно бесхозная, она медленно разрушается. Колокольня полностью разобрана, от каменного забора ничего не осталось. Из внутреннего убранства церкви кое-где видны фрески и единственная не до конца выломанная оконная решетка.
Во время посещения Кумовского нами случайно были обнаружены осколки надгробий, предположительно XIX века. Они достаточно мелкие, надписей нет, только кое-где сохранился растительный орнамент. Плиты находились на территории ближайшего к храму дома, на Поповой стороне и были выкопаны на огороде. Скорее всего, это остатки некрополя, который находился вблизи храма. Хозяева сообщили, что во время работ на огороде неоднократно находили фрагменты человеческих костей.
Церковь была закрыта во время войны, в советское время в ней какое-то время находился молокозавод.
Сохранившиеся барская усадьба была построена последним владельцем усадьбы Николаем Барыковым. Интересные сведения об этом человеке мы находим в книге Боярчикова:
«Среди передовых и образованных людей России, понявших закономерность свержения дома Романовых, неотвратимость революции и вовремя порвавших связи со своим классом, оказался наш Воротынской округи помещик Барыков.Окончив Петровскую (ныне Тимирязевскую) сельскохозяйственную академию в Москве, он по возращении домой стал передавать свои агрономические знания крестьянам Кумовского и других деревень Кумовской волости еще задолго до революции. Это было новым явлением в русской деревне в царские времена.Относясь демократически и доброжелательно к крестьянам, Барыков не гнушался приобщиться к крестьянской семье, взяв себе в жены простую крестьянку Шилину, бросив этим вызов дворянским традициям. А когда в России началась Октябрьская революция, он не покинул родину, как это сделали другие помещики, а остался в Советской России работать в народном комиссариате земледелия в Москве. Это был первый помещик у нас в округе, отдавший свои агрономические знания советскому обществу».Барыков еще известен тем, что в 1913 году на праздновании 300-летия Дома Романовых в Дворянском собрании произнес гневную речь с критикой царствования Романовых, призывая повернуться лицом к «немытой, рогожей прикрытой» народной России. Под гневные крики дворян он был вынужден покинуть собрание, однако это событие получило широкую огласку среди простого народа.
Ребята нашего поискового кружка опросили старожилов села Марию Михайловну Саженкову, Анну Дмитриевну Марееву, Прасковью Семеновну Судакову, Татьяну Николаевну Шилину. Все они в основных чертах помнят историю последнего помещика, называя его «добрым барином», который заботился о крестьянах, видя порой плачевное состояние, давал им работу, которую своевременно оплачивал. До сих пор говорят о его прекрасных садах, огромных антоновских яблоках, которые хранились до весны, урожаях вишни. Не забыли старожилы и романтическую любовь к крестьянской девушке Матрене Шилиной, от брака с которой у них родилось четверо детей.
Иван Барыков пытался сделать свою жену образованной женщиной, но учеба давалась ей тяжело. Самое интересное, что нам удалось найти дальних родственников крестьян Шилиных, которые живут в Воротынске, Кумовском, Росве. За давностью лет они мало что могут рассказать о тех событиях, тем более что родство с помещиками в советское время не афишировалось. А вот след потомков Н. Барыкова пока не найден. Его родственники приезжали в Кумовское несколько лет назад из Киева и Москвы и уехали, не оставив о себе никаких сведений.
В Кумовском мы обследовали остатки бывшего барского парка и побывали внутри здания усадьбы. Здесь с 1945 г. находилась школа. Внутри здания выделяются старые печи, выполненные из специальных кирпичей, сохранились старые деревянные двери в комнатах, деревянная лестница с перилами, ведущая на чердак. К зданию примыкали два домика - «людские», один из них сгорел уже в советское время, другой был превращен в школьную мастерскую. В «людской» сохранился бетонный диск, упавший со стены усадьбы, на котором обозначен год постройки - 1870. Как вспоминают бывшие ученики Кумовской школы, тех ребят, которые не могли запомнить год рождения В.И. Ленина, отправляли смотреть на боковой фасад здания, украшенный этим диском.
Существует еще и барский подвал, но земля, на которой он находится теперь, - частное владение, и попасть туда мы не смогли.
Рядом с усадьбой находится помещичий пруд, в свое время обсаженный липами и ракитами, которые фактически не сохранились. В советское время он еще радовал деревенских жителей, в нем купались, ловили рыбу. Сейчас пруд никто не чистит, в нем плавает домашняя птица. Он стоит как забытый памятник некогда процветавшей усадьбы.
Юлия ШЕВЧЕНКО.
Бабынинский район