http://www.vest-news.ru/article.php?id=9068
Маленькая история большого села
Юлия ПИОНТКОВСКАЯ. Спас-Деменский район. Калужские губернские ведомости
Большое село с дивным певучим названием Любунь находится на тихой реке Каменке (Каменец), в 185 километрах от Калуги в уютном живописном месте. Население исстари занималось обычным промыслом - охотой и бортничеством, ловлей рыбы, выращиванием ржи, льна, разведением домашнего скота и непременной торговлей хлебом да рогожами. Чудесный край, занимая достаточно выгодное положение на перекрестках древнейших торговых путей, играл в XVII-XIX вв. роль перевалочного пункта товаров, следовавших из глубины необъятной России на Запад. Здесь всегда имелось множество обширных складов хлеба, поступавшего главным образом из Орловской, Тульской и Калужской губерний к пристаням Верхнего Днепра и Западной Двины.
Хронологические рамки возникновения старинного села уходят в глубину столетий, и на сегодняшний день его история прослеживается с XV века, когда волость Любунь, приписанная в то время к Серпейскому уезду, наряду с другими городами и волостями была пожалована за многочисленные заслуги знаменитым князьям Одоевским и Воротынским. Впоследствии по договору 1503 года о заключении мира с великим князем Литовским Александром Казимировичем волость Любунь получил великий князь Московский Иван Васильевич. В следующем году князь составил духовную грамоту, согласно которой крупные массивы земель, в том числе и Любунь, навсегда переходили во владение его сына Юрия.
В 1746 году село с окружавшими его пустошами относилось уже к Мосальскому уезду и принадлежало майору Дементию Камынину, а в конце XVIII века владельцами Любуни и трех прилегавших к ней деревень являлись помещики Иван Немиров, сестры Мокеевы, Степан Капорский, Домна Суходольская и Василий Яковлев. Уже в то время, согласно архивным документам, на территории усадьбы располагались деревянный господский дом с плодовитым садом и Успенская церковь, также сооруженная из дерева.
В 1782 году собственником небольшой части усадебных земель и крепостных крестьян стал весьма состоятельный полковник Николай Протопопов, хозяин земель во многих близлежащих деревнях, но в основном Любунь числилась за новым владельцем, которым стал мосальский помещик, секунд-майор Антон Хлюстин. Тот самый известный благотворитель, купец 1-й гильдии, получивший дворянство, который «для усугубления признательности своей к Отечеству, чтобы усердие свое к человечеству тем вяще умножить», пожертвовал более 60 тыс. рублей на строительство в Калуге первых корпусов городской больницы для пожизненного приюта инвалидов. Постройка, оконченная в 1809 году уже его сыновьями и переданная в ведение Приказа общественного призрения, и послужила той ячейкой, из которой впоследствии выросли все больничные сооружения, известные под именем Хлюстинских заведений.
Поселившись в Любуни, Хлюстин сразу же вложил огромные средства на возведение в селе каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, установленного вместо существовавшей здесь деревянной церкви и по своему величию и убранству, превосходившего все церкви уезда. К сооруженному храму, покрытому железом и обнесенному металлической оградой, углы которой украшали круглые башенки, служившие, по всей вероятности, часовенками, вплотную примыкала каменная колокольня. В новый собор из старого деревянного была перенесена вся необходимая церковная утварь, намоленные годами иконы, написанные на дереве, колокола, и вскоре начались церковные богослужения. Впоследствии наряду с братьями Протопоповыми главным хозяином усадебных земель более чем на сорок лет стал один из сыновей майора, действительный статский советник и кавалер Николай Антонович Хлюстин, получивший имение по духовному завещанию отца. Помимо Любуни имущий помещик наравне с братьями владел землями еще в 16 деревнях Мосальского уезда, где проживало в общей сложности более тысячи крепостных крестьян.
Барская усадьба в окружении необходимых служб находилась на самом возвышенном красивом месте. К каменному несколько вытянутому в длину одноэтажному дому с единственным, устроенным в центре, входом и уютным мезонином в три окна, выполненных в виде полукруглых арок, вели восхитительные, специально проложенные липовая и березовая аллеи. Вокруг жилого особняка, по обе стороны дороги, располагался роскошный ухоженный сад, где произрастали различные сорта фруктовых деревьев, а через речку Каменец, почти рядом с барским имением, были перекинуты деревянные мосты – один под названием Синий, чуть ниже другой – Пунякинский.
Так выглядела усадьба в дальнейшем, когда ее приобрели в конце XIX века последние владельцы имения - богатые купцы-предприниматели, хозяева крупной рогожной фабрики Нил и Иван Домановы, породнившиеся с крупнейшими местными землевладельцами, знатными представителями древнего аристократического рода Нарышкиными. Помещичье имение по обычаю называлось экономией, и вел усадебное хозяйство в то время дельный управляющий Федор Смирнов. Принадлежало купцам Домановым также множество усадебной и пахотной земли в количестве 4212 десятин, тянувшейся по правой стороне Синего моста до деревни Кисели, по реке Смородинке к Сутокам и до деревни Осиновки, а также Битюкский лес. На реке у состоятельных владельцев стояла своя мельница. По правую сторону от Синего моста находились спиртовой завод и завод по производству сыра. Спирт, сыр и масло шли на продажу по России и даже за границу.
В конце XIX века в Любуни было три кузницы, земская школа, работал небольшой лесопильный завод предпринимателя М.Ананьева, где трудились 20 человек. За три года перед революцией на краю села появилась двухэтажная больница, часть помещения которой занимала церковно-приходская школа. Достойным конкурентом ей выступала и министерская школа, открытая для обучения способных крестьянских детей из всех близлежащих деревень. Возле Успенской церкви, окруженной небольшим садом, в скромной сторожке размещался лазарет, где проживал фельдшер. Службы в старом храме исправно проводились двумя священниками при помощи дьякона, псаломщиков и звонаря вплоть до 1929 года, затем его закрыли, подвергли беспощадному разграблению богатые иконостасы, сбросили колокола и крест и, к сожалению, не сумели сохранить для потомков – здание церкви разобрали на кирпич. В настоящее время на месте утраченного сельского храма возвышается памятный крест.
Нить нагрянувших революционных событий потянула за собой бесцеремонное выселение прежних хозяев имения с полной конфискацией имущества и усадебной земли, тотчас же поделенной между любунскими крестьянами, как тогда говорили - по едокам. Главный усадебный дом некоторое время служил комитету бедноты и сельсовету, а после Великой Отечественной войны, когда на всю Любунь осталось лишь два уцелевших крестьянских дома, в нем открыли сельскую школу.
Ныне старое здание пустует, слушая тихий шум листвы, доносящийся от берега запруженной Каменки из сохранившегося пейзажного парка.
Несмотря на это, бывший помещичий особняк, отмеченный скромными, но выразительными пилястрами, прямоугольными окнами, скрепленными между собой прочными замковыми камнями, и окружающими парадный вход двумя окнами, которые решены по подобию стрельчатых возвышенных арок, и сегодня не потерял своего милого обаяния и привлекательности.
Сайт газеты Калужской области "Весть" 16.04.2009